Модуль 1.4. Музыкальное оформление медиа (18 ч.)

Урок 1   Урок 2   Урок 3   Урок 4

Введение. Жанровая пестрота в индустрии современных телерадиовещательных масс-медиа довольно широка и простирается от сугубо информационных, новостных передач до постановочных рекламных роликов и игровых фильмов. Музыкальная составляющая разнообразных жанров электронных СМИ (медиажанров электронного вещания), естественно, также имеет немало вариантов своего художественного присутствия и во многом зависит от назначения того или иного медиажанра и его творческой реализации. Например, продиктованная эмоционально-психологическими задачами роль оформительской музыки во многих постановочных телефильмах, радиоспектаклях, рекламных роликах и т. п. порой настолько велика, что без музыкальной линии эти экранные или микрофонные произведения просто не состоялись бы. А в информационных, смежных с журналистикой медиажанрах электронного вещания музыкальная составляющая менее очевидна. Например, в новостном выпуске или разговорном шоу музыка в большинстве случаев используется лишь в качестве звукового сопровождения речи ведущего прямого эфира. Однако и в художественных, и в рекламных, и даже в информационных жанрах сложились свои музыкальные закономерности, которые мы рассмотрим в данном учебном модуле.

Важными звуковыми элементами выступают все музыкальные структурно-анализирующие мини-жанры звукового оформления (заставки, отбивки, закрышки), которые организуют хронометраж линейного эфира, в том числе и при помощи художественных принципов, проступающих через музыкальный тематизм. Отметим, что "заставка", "отбивка" и "закрышка" — жаргонные слова, закрепившиеся в современном теле- и радио-лексиконе в результате практической работы. Например, уже в 1949 году голливудская музыкально-звуковая коллекция "Структурная музыка" Александра Ласло строилась по принципам архитектуры: Arch ("арка") — открывающая тема (заставка), Frame ("каркас") — связующая тема (отбивка), Dome ("купол") — закрывающая тема (закрышка).

Урок 1. Информационные медиажанры

В этом уроке мы раскроем секреты музыкального оформления информационных жанров электронных медиа. К информационным медиажанрам можно отнести передачи информационно-аналитической, информационно-развлекательной, информационно-новостной направленности. Их музыкальное оформление имеет специфические виды своего проявления, больше связанные с представлением текстово-речевой информации, нежели с воплощением художественных образов. При этом медиамузыка играет здесь далеко не последнюю роль, так как способна не только делить общее на составные части или же, наоборот, объединять отдельные фрагменты и сюжеты в единое целое, не только "иллюстрировать" речь и изображение персонажа, но и выступать в качестве разнообразных звуковых эмблем героев (например, в разговорных шоу) или сигналов событий (например, в викторине) соответственно, участвующих или происходящих в информационно-аналитических или информационно-развлекательных программах.

Эта особенность музыкального тематизма использовалась уже в самых первых медийных ток-шоу, одним из основателей которых был американский журналист и ведущий Фил Донахью. В его авторских, правда, выходящих в эфир в записанном виде разговорных передачах (их более 7000, передачи Фила Донахью выходили на радио- и телеканалах: WHIO, WLWD (Дэйтон), WGN-TV (Чикаго), WBBM-TV (CBS, Чикаго-Мидвест), NBC, MSNBC (Нью-Йорк) и др.), музыкальные эмблемы возникали во время непосредственного общения ведущего с гостями и вопрошающей аудиторией. Так, его самые известные часовые ток-шоу — The Phil Donahue Show (впоследствии просто Donahue — "Донахью"), просуществовавшие в эфире рекордное время — более четверти века (1970-1996), часто имели музыкальные эмблемы гостей, под которые те появлялись в телевизионной студии перед публикой и, соответственно, съёмочной камерой. К примеру, в 1977 году под припев песни "Человека с ружьём не возьмешь" / You Can’t Get a Man With a Gun, которая звучала в кинофильме Annie Get Your Gun (1950) Джорджа Сидни в исполнении Бетти Хаттон, известная певица и актриса предстала перед телезрителями и, соответственно, аплодирующими зрителями в студии. Далее песня микшировалась, возникала визуально-музыкальная заставка ток-шоу "Донахью", на фоне которой ещё некоторое время звучали неутихающие аплодисменты:

. . .

для доступа к полной версии модуля

Оплатить

Все материалы являются интеллектуальной собственностью Общества с ограниченной ответственностью "Медиамузыка" и запрещены к незаконному воспроизведению (в том числе цифровому) на территории мира. Согласно действующему законодательству штраф за незаконное использование интеллектуальной собственности может достигать суммы, эквивалентной 5 млн. рублей.