Модуль 2.2. Музыкально-визуальная студия (18 ч.)

Урок 1   Урок 2   Урок 3   Урок 4

Урок 4. Создание музыкального видеоклипа (Музыкальный монтаж)

Мы уже освоили графический редактор и видеоредактор, научились создавать несложное музыкальное слайд-шоу, получили базовые сведения о принципах межкадрового и внутрикадрового видеомонтажа и его связях с музыкальным содержанием, а также о принципах монтажа аудиоклипов. На этом уроке мы рассмотрим основные художественные вопросы создания музыкального видеоклипа. Данный тип видеоролика отличает не только возможность участия в визуальном ряде статичных слайдов (а также любого видеоконтента, полученного методом видеосъёмки, мультипликации и пр.), но и более серьёзная композиционная "привязка" визуального ряда к музыкально-звуковому ряду. В случае со слайд-шоу, как мы уже отмечали, речь часто идёт о фоновой функции музыки, а в случае с музыкальным видеоклипом структура музыки полностью определяет структуру и/или содержание видеоряда (заметим, что музыкальный видеоклип это полноценный минифильм-на-музыку). Именно художественная "клипса" между разнородными типами электронной информации отличает видеоклип от элементарного слайд-шоу. Здесь параметры монтажа (как аудио, так и видео) играют наибольшую роль. Поэтому, начиная от видеосъёмки и простого звукового "фейдинга" (англ. fading – затухание) и заканчивая визуальными спецэффектами и динамикой монтажа, — всё подчинено музыкальной стороне вопроса и представляет собой основной принцип работы над музыкальным видеороликом.

Нередко музыкальный материал для ролика не просто заимствуется (компилируется), а также самостоятельно создаётся (см. модуль 2.1. "Музыкально-звуковая студия"). Таким образом, получается полностью авторский мультимедийный проект, для осуществления которого необходим многосторонний творческий подход. Понятно, что участвовать в производстве музыкального трека для музыканта бывает намного легче, чем создавать к нему визуальный ряд, требующий кинематографических и операторских знаний и умений (режиссёрских, монтажёрских и пр.). Вообще любой составной музыкально-звуковой ряд (музыкально-речевой, музыкально-шумовой) — это уже грань медийного (кинематографического) творчества.

Поэтому, по большому счёту, при создании музыкального видеоролика присутствуют две глобальные проблемы: музыкально-звуковая и звуко-визуальная. На них вкратце и заострим своё внимание и перейдём к основным методологическим проблемам: конструирование комплексной "медийной аудиопартитуры" (музыка/речь/шумы) и визуализация звука, то есть создание "музыкальной видеопартитуры". Как известно, музыкальный видеоклип многосоставен и в целом может представлять собой мультимедийную структуру: музыка (первый тип электронной информации) + иной звук (второй тип электронной информации) + движущееся изображение (группа визуальной информации). Последнее, в свою очередь, также весьма многослойное явление (это и информация в виде электронных текстов-надписей, и электронная графика или анимация, и электронно-цифровые фотографии, и цифровое видео, и цифровая цветосветовая динамика, и т. д.). Всё это требует определённых начальных знаний (не только технического характера, но и художественного), которые мы будем считать основами медийного производства музыкального видеоклипа.

Изначально отметим, что для воплощения замысла музыкального сценария фильмов до сих пор существует не устаревший метод — метод режиссёрской экспликации и раскадровки, в которые рациональным способом вносятся все узловые моменты будущего мультимедийного произведения, звуковые и визуальные слои в их экспонировании, развитии (до кульминационных точек) и завершении. Иными словами, первым этапом по созданию музыкального видеоролика, должен стать письменный (электронный) текстовый документ музыкального сценария (кстати, аналогичным способом составляется и план музыкальной формы при аранжировке темы на электронных инструментах). Именно с этого документа и начинается художник мультимедиа. Далее следует работа над медийной аудиопартитурой и музыкальной видеопартитурой.

1. Медийная аудиопартитура. Говоря о медийной аудиопартитуре, нужно кратко остановиться на композиционно-звукорежиссёрской теории звуковых слоёв (закадровых и внутрикадровых) и их монтажных техниках "перетекания" [А. В. Чернышов]. Неприемлемо, например, создавать необоснованную "перегрузку" аудиопартитуры каким-либо одним слоем или нагромождением звуковых слоёв (например, постоянным одновременным звучанием слоёв музыки и разговорной речи), или необоснованно дублировать информацию в аудиоречи и тексте на экране.

. . .

для доступа к полной версии модуля

Оплатить

Все материалы являются интеллектуальной собственностью Общества с ограниченной ответственностью "Медиамузыка" и запрещены к незаконному воспроизведению (в том числе цифровому) на территории мира. Согласно действующему законодательству штраф за незаконное использование интеллектуальной собственности может достигать суммы, эквивалентной 5 млн. рублей.