Модуль 3.1. Музыкальная пресса (18 ч.)

Урок 1   Урок 2   Урок 3   Урок 4

Урок 3. Музыкальная журналистика

В этом уроке мы рассмотрим категории музыкальных жанров, существующих в современном музыковедении, а также систему жанров музыкальной журналистики. Выделим основные критерии мастерства музыкального журналиста, работающего на стыке музыковедения и журналистики.

1. Жанры музыкального искусства. В музыковедении сложились различные системы классификации музыкальных жанров в зависимости либо от исторического происхождения музыкальных произведений, либо от назначения музыкальных произведений, либо от способов исполнения и восприятия музыкальных произведений, либо от содержания музыкальных произведений, либо от их формы и пр. При этом жанровые черты могут совмещаться (песня-танец, симфония-оратория, фильм-оперетта и т. п.), а большие жанры вмещать в себя более мелкие (ария или хор в мюзикле). Музыкальные жанры могут быть автономными (связанными с концертным искусством) и прикладными (то есть связанными с бытом, церемониалом, театром, кино, масс-медиа): это, к примеру, народно-музыкальные, церковно-музыкальные, театрально-музыкальные, кино-музыкальные, медиа-музыкальные жанры.

Часто классификацию музыкальных жанров определяют места исполнения произведения и исполнительский состав. Здесь говорят о концертных симфонических жанрах (симфония, концерт для фортепиано с оркестром), концертных камерных жанрах (трио, квартет), жанрах эстрадно-концертной музыки (рок-песня, джазовая композиция), сольных концертных жанрах (ноктюрн, песня), светско-бытовой и культово-обрядной музыке (романс, месса), театральных вокально-инструментальных жанрах (опера, мюзикл), театральных танцевальных жанрах (балет, бальный танец), ресторанных вокальных жанрах (шансон, блатная песня), медийных инструментальных жанрах (заставка, отбивка), медийных вокальных жанрах (песенный видеоклип, телемюзикл) и пр.

Даже перечислить варианты возможных жанров и/или вариантов их классификаций доволно затруднительно в силу непомерно большого количества. Вряд ли существует музыковед, профессионально разбирающийся сразу во всех жанрах академической, авангардной, эстрадно-массовой, джазовой, народной или церковной музыки. У любого музыковеда есть определённые ограничения его кругозора. У музыкального журналиста такого ограничения быть не должно. Каждый раз, делая тот или иной материал о музыкальном событии, журналист должен быть готов (пусть даже поверхностно) поговорить и донести информацию о музыкальной сущности. Для этого ему необходимо предварительно подготовиться, то есть найти и ознакомиться с материалами на определённую музыковедческую тематику. Заметим, это не этап подготовки собственно журналисткой информации, о котором будет сказано ниже, это этап подготовки (проектного самообразования) самого журналиста.

. . .

для доступа к полной версии модуля

Оплатить

Все материалы являются интеллектуальной собственностью Общества с ограниченной ответственностью "Медиамузыка" и запрещены к незаконному воспроизведению (в том числе цифровому) на территории мира. Согласно действующему законодательству штраф за незаконное использование интеллектуальной собственности может достигать суммы, эквивалентной 5 млн. рублей.