Модуль 3.1. Музыкальное радио (18 ч.)

Урок 1   Урок 2   Урок 3   Урок 4

Урок 4. Техника речи

В этом уроке мы поговорим о важной составляющей радиовещания, о звучащей речи ведущего (ди-джея). Дело в том, что во времена перестройки и падения "железного занавеса" именно стиль речи, передаваемой по советским радиоволнам вызывал у многих слушателей чувство неполноценности по сравнению со многими западными "голосами": у нас сплошной "дикторский" официоз, а у них раскованность и свобода ведущего, у нас медленный темп, чтение с расстановкой, а у них скоростная подача текста без "лишних" пауз и пр. Перенимаемый без особого критического отношения опыт разговора на западных и прозападных коммерческих радиостанциях (например, первой российско-американской радиостанции "MAXIMUM"), привнёс в эфир много новых и прогрессивных тенденций, связанных с феноменом импровизационности и "живого", раскрепощённого общения. Одновременно с этой однобокой установкой на Запад (вернее, лишь на небольшую часть его диджейского эфира), молодыми ведущими были утеряны многие ценные техники речи, необходимые для адекватного и культурного восприятия её слушателями. Не секрет, что сегодня на радио присутствует большое количество косноязычных и безграмотных ведущих. Поэтому мы остановимся на традиционных ценностных категориях речи на радио, таких как дикция и голос, дыхание и артикуляция, интонация и логика, а также грамотность произнесения слов, которая формируется на основе слогового, словесного и фразового ударений в речи говорящего.

1. Дикция и артикуляция. Речь у микрофона всегда отличается от повседневной бытовой речи. Голос ведущего и его дикция должны соответствовать понятию широковещания, то есть доведения речевой информации до широких масс. Дефекты речи особенно слышны на радио, где говорящего не видно. При всём уважении к известному тележурналисту Владимиру Познеру, надо признать, что его дефекты дикции очень мешали восприятию информации, когда он работал ведущим информационной программы на "Радио 7 на семи холмах" (1997-2006). Телевизионная картинка часто компенсирует речевые недостатки ведущего, так как у зрителя есть возможность следить за мимикой говорящего. Радиоведущий должен постоянно разрабатывать и совершенствовать свой речевой аппарат: дикцию, артикуляцию, дыхание, голос.

Во-первых, это активная работа всех мышц, участвующих в формировании единичных звуков и простейших звукосочетаний, то есть артикуляции. Мышцы губ, языка, челюсти у человека, говорящего перед микрофоном, должны быть эластичны, находиться в этот момент в тонусе. Звуки, как гласные, так и согласные, должны звучать чисто, без свиста и шипа, не "проглатываться", не затягиваться, не наскакивать друг на друга. Во-вторых, это отчётливое и ясное произношение слов (дикция) — первое и обязательное условие хорошей речи диктора, ведущего, ди-джея, комментатора и пр.

. . .

для доступа к полной версии модуля

Оплатить

Все материалы являются интеллектуальной собственностью Общества с ограниченной ответственностью "Медиамузыка" и запрещены к незаконному воспроизведению (в том числе цифровому) на территории мира. Согласно действующему законодательству штраф за незаконное использование интеллектуальной собственности может достигать суммы, эквивалентной 5 млн. рублей.