Модуль 2.1. Музыкально-звуковая студия (18 ч.)
Введение. Часто музыкально-компьютерные технологии в мультимедийном творчестве и образовании рассматриваются в отрыве от медиатехнологий, от их культурных традиций. Принимая во внимание тот факт, что в мультимедийных формах музыкального образования сегодня в основном применяются компьютерные средства, отметим, что отсутствие в данных формах элементов медиаобразования и изучения основ медиатехнологий (медиамузыки) — стратегически неверный ракурс, так как именно в каждом отдельно взятом медиа (фотография, телевидение, радио, кинематограф, онлайн-вещание, видео-арт и пр.) сложились свои эстетические традиции, связанные с функционированием музыки, с художественной выразительностью синтеза музыки и других видов искусства. Медиа — не только технические, но и культурные носители информации.
Напомним, что "мультимедиа" — это электронные носители нескольких видов информации. Соответственно, для возникновения феномена "мультимедиа" необходимо, как минимум, два вида электронной информации. Это можно сегодня наблюдать даже в нотно-цифровой работе. "Звучащие ноты" уже несут отпечаток мультимедийного характера, а когда ноты можно набирать посредством MIDI-контроллера (к примеру, MIDI-клавиатуры) и слышать их на компьютере в тембровых и динамических вариантах, то возникает явная параллель с работой композитора и звукорежиссёра в студии (неслучайно, что в современных нотных процессорах существует специальный режим виртуальной студии). В цифровой музыкально-звуковой студии можно делать многое: это упомянутый нотный набор, это создание музыки и аранжировки посредством MIDI-секвенсора или виртуального синтезатора, это цифровая редакция и обработка аудио. Первый модуль учебного курса "МУЗЫКА И МУЛЬТИМЕДИА" посвящён именно этим видам музыкально-цифрового творчества.
Урок 1. Нотно-цифровой редактор (MuseScore)
Подготовка нотного издания — довольно трудоёмкий процесс. Во-первых, это сами ноты того или иного музыкального произведения со всеми обозначениями выразительных возможностей для исполнителя (темп, штрихи, динамика, длительности, размер, штили, группировка нот, альтерация, артикуляция и пр.). Кстати, не стоит забывать об обязательном указании в нотах авторов (автора музыки, автора литературного текста, автора аранжировки и пр.) и названия произведения, ведь эта "идентификация" показывает уважение к творческому труду и творческому наследию. Во-вторых, это выходные и библиометрические данные, с которыми стоит ознакомиться в общих чертах.
На титульной странице принято указывать не только авторов и название произведения, но и город, название издателя (это может быть и физическое лицо), год издания.
На странице данных, предваряющей нотную информацию, располагаются УДК, ББК, международный стандартный музыкальный номер и пр. В левом вернем углу располагаются коды УДК (Универсальная десятичная классификация) и ББК (Библиотечно-библиографическая классификация). Универсальная десятичная классификация используется во всём мире для систематизации произведений науки, литературы и искусства. В случае с нотами код всегда будет начинаться на 78, что соответствует подразделу "Музыка". Например, ноты детских песен могут иметь УДК 784.6, а ноты инструментальной музыки для оркестра — 785.1 (определить номер УДК можно в онлайн-системе, приведённой ниже). ББК — это национальная классификационная система России, нотным изданиям в которой присваивается код, в большинстве случаев начинающийся на 85.9. Международный стандартный музыкальный номер (ISMN) располагается в левом нижнем углу страницы данных нотного издания и состоит из 13 знаков. Так как это "паспортный" номер издания, то определить его самостоятельно невозможно. В России ISMN присваивает Российская книжная палата (услуга платная).
Ознакомьтесь с международной системой УДК >>>и российскими кодами ББК для нот >>>
Главное назначение нотных компьютерных редакторов — помогать созданию красивого клавира или многострочной партитуры (либо их электронной матрицы, либо собственно электронного варианта нот — электронного издания). Автоматизированные программы-нотаторы позволяют упростить набор, в случае нарушения законов музыкальной теории выводя на монитор компьютера подсказки (к примеру, при переполнении такта длительностями и паузами или при неправильной группировке нот), а также содержат готовые лекала нот, ключей, темпов, динамики, штрихов и т. д. и шаблоны нотных станов, ключевых знаков, тактовых линий и акколад. Сегодня существует немало таких программ, к примеру, это известные Finale и Sibelius. Принципы работы в аналогичных программах-нотаторах во многом схожи. В этом уроке мы рассмотрим их на основе свободной программы MuseScore.
Скачайте и установите на своём компьютере программу MuseScore >>>Пользуйтесь онлайн-справочником >>> | или скачайте руководство на англ. яз. в формате PDF >>>
1. Ввод информации. — данная кнопка в MuseScore при вводе нот должна быть активирована. Существует несколько вариантов ввода электронно-нотной информации. Во-первых, при помощи компьютерной мыши. С палитр инструментов просто перетягиваются соответствующие символы и обозначения на нотоносцы. Во-вторых, ввод нотной информации может быть ускорен и осуществляться при помощи компьютерной клавиатуры. Часто клавишам с цифрами присваиваются длительности, а звуковысотность закреплена за клавишами с алфавитом. Так, в MuseScore 1 — "шестьдесятчетвёртая", 2 — "тридцатьвторая", 3 — "шестнадцатая", 4 — "восьмая", 5 — "четвертная", 6 — "половинная", 7 — "целая", 8 — "двойная целая", 9 — "лонга", . — "нота с точкой", а высота ноты соответствует клавишам A B C D E F G (альтерация и перемещение на октаву происходит при помощи клавиш ↑ ↓ в сочетании с клавишей Shift, энгармоническая замена осуществляется клавишей J). А в Finale для быстрого ввода нот предусмотрен специальный режим Speedy:
. . .
для доступа к полной версии модуля
Все материалы являются интеллектуальной собственностью Общества с ограниченной ответственностью "Медиамузыка" и запрещены к незаконному воспроизведению (в том числе цифровому) на территории мира. Согласно действующему законодательству штраф за незаконное использование интеллектуальной собственности может достигать суммы, эквивалентной 5 млн. рублей.