Модуль 2.1. Музыкально-звуковая студия (18 ч.)
Урок 4. Цифровой аудиоредактор (Audacity)
Звукорежиссёрский уклон подразумевает более тщательную проработку методов цифровой записи и обработки звука, использования дополнительных внешних устройств (например, внешнего микрофона и/или музыкального инструмента), звуковоспроизведения, многодорожечного музыкального монтажа, цифрового анализа и синтеза звука. Для осуществления всего этого существуют специальные программы-аудиоредаторы, в том числе распространяемые бесплатно.
Видимость звуковой волны на экране придаёт процессу работы над музыкальным звуком в компьютере абсолютно иную, визуально-аудиальную (мультимедийную) окраску. Микширование треков становится интереснейшим занятием: приёмы наложения, фейдинга (постепенного "затухания" звука), кроссфейдинга (монтажно-динамического "затухания" одного трека и одновременного "возрастания" другого) и т. п., развивающим звукорежиссёрский слух, диджейские навыки и музыкальную лексику (чувство музыкальной фразы), мало затрагиваемые традиционным образованием. В этом уроке мы рассмотрим работу в известном свободном цифровом аудиоредакторе Audacity [внимание, произносится |ɔːˈdasɪti|].
Скачайте и установите на своём компьютере программу Audacity: для Windows >>> | для Apple OS X >>>Пользуйтесь подробным онлайн-учебником, примите к сведению все ценные советы >>>
1. Ввод информации. Изначально нужно вспомнить основные параметры звука и волновых колебаний:
• Частота колебаний (высота звука); • Продолжительность колебаний (длительность звука); • Амплитуда колебаний (громкость звука); • Пространство колебаний (панорама звука); • Спектр колебаний (тембр звука).
Качество аналоговой звукозаписи зависит от качества бороздки виниловой пластинки, напыления частиц магнитофонной ленты и пр. В случае с цифровой записью информация о звуке кодируется в виде электронно-числовых последовательностей: чем больше частота дискретизации (чем чаще "снимаются" замеры амплитуды звука), тем выше качество звукозаписи. Напомним, что для CD принята частота дискретизации в 44100 Гц, а для DVD — 96000 Гц.
Запись в аудиоредактор может происходить через линейный вход, микрофонный вход, внутренний вход звуковой карты, USB и пр. Поэтому важно настроить системный микшер компьютера, выбрать возможные источники записи и выставить уровни. В самой программе необходимо сделать соответствующие настройки, назначив источник и каналы записи (моно или стерео). В Audacity это делается элементарно: Edit — Preferences — Devices (в меню View можно вывести панель инструментов настройки на главный экран, как это показано на скриншоте выше). Обратите внимание, что уровень входящего звука отображается на соответствующем индикаторе с изображением микрофона (активируется простым нажатием мыши), регулировать который можно при помощи аналогично оформленного ползунка микшера (самые громкие места не должны превышать 0дБ!). Оптимально при цифровой записи выставлять верхний уровень в -6дБ (в дальнейшем аудиотреки можно "нормализовать": Effect — Normalize... по умолчанию в программе для этого выставлен уровень в -1дБ):
. . .
для доступа к полной версии модуля
Все материалы являются интеллектуальной собственностью Общества с ограниченной ответственностью "Медиамузыка" и запрещены к незаконному воспроизведению (в том числе цифровому) на территории мира. Согласно действующему законодательству штраф за незаконное использование интеллектуальной собственности может достигать суммы, эквивалентной 5 млн. рублей.