Модуль 1.3. Музыкальные медиажанры (18 ч.)

Урок 1   Урок 2   Урок 3   Урок 4

Введение. Остов системы музыкальных медиажанров составляют музыкальная трансляция (радио, телевидение, Интернет) и фильмы-на-музыку. Музыкальные медиажанры, по большому счёту, — это трансляции исполнения музыкального опуса с дикторскими или авторскими комментариями, а также фильмы-на-музыку (то есть фильмы, снятые целиком на музыкальные произведения, в том числе песенные видеоклипы). При этом наиболее развитая система музыкальных медиажанров сложилась в контексте экранных жанров электронных масс-медиа (телеконцерт, музыкальный телеконкурс, телефильм-опера, телемюзикл, песенный видеоклип и т. д.). Эта система основана, в первую очередь, на доминировании внутрикадровой музыкальной составляющей над журналистской (не будем отрицать существование медиажанров с музыкой, музыкальных документальных фильмов, музыкальных передач, музыкальных радио- и телешоу и т. п., которыми занимается музыкальная медиажурналистика). В фильмах, изображение которых снято целиком на музыкальное или музыкально-литературное произведение, музыкальная составляющая играет существенную роль, а в случаях с музыкальными трансляциями — определённо главенствующую.

Урок 1. Музыкальная трансляция

Музыкальной трансляции и смежным с ней жанрам посвящены многие исследовательские работы. И это неслучайно, ведь рассмотреть способы интерпретации, модификации и восприятия музыкального или музыкально-сценического произведения у микрофона и на экране бралось немало авторов исследований о выдающихся произведениях музыкального искусства. Опираясь на них, можно определить общие эстетические и музыкально-технологические каноны трансляционных и смежных с ними художественно-музыкальных жанров. В первую очередь это касается телевизионных жанров, потому как в них сформировались определённые методы построения изобразительного ряда на основе музыкально-звуковой конструкции и музыкальной драматургии. Эти методы и стали канонами изображения внутрикадровой музыки.

Играющий ансамбль или поющий хор, грохочущая танцплощадка или сценические звуки музыкального театра — всё это внутрикадровая музыка. Она может быть основным составляющим трансляции исполнительства, но может быть использована и в качестве оформительской фактуры телевизионной речи (например, в репортаже или фильме-портрете). В последнем случае внутрикадровая музыка играет роль дизайнерской медиамузыки, оставаясь при этом трансляционной.

В отличие от локального присутствия внутрикадровой музыки (фрагмента трансляции), "большая" трансляция предполагает целостное представление опуса. Это уже не просто эпизод с внутрикадровым звуковым слоем, а готовая форма традиционного произведения, перенесённого на экран. Собственно, телевидение и начиналось с жанра трансляции, в том числе музыкальных произведений искусства. И сразу же возникли проблемные вопросы: как должен строиться изобразительный ряд в зависимости от музыкальной драматургии, каким он может быть (статичным или подвижным), как изображение может ярче донести исполнение, не внося авторской интерпретации?

Однако со временем стало понятно, что авторское видение в трансляции присутствует всегда. "Взгляд" камеры в той или степени принуждает зрителя "слушать сюда". Определение "режиссура восприятия" (Оксана Дворниченко), данное для выражения основ музыкальной трансляции, очень точно характеризует цель технологических приёмов (создание звуко-изобразительных акцентов, приёмы сближения и отдаления звука и изображения, монтажный темп музыки и т. п.), направленных на формирование зрительского и слушательского интереса. Изобразительная статичность не способствует, а, напротив, затрудняет восприятие музыки с экрана. Однокадровая трактовка исполнения музыки, принцип фиксации на общих планах, отказ от монтажной разработки и динамики камеры лишают музыкальное действие на экране выразительности. В монтаже складывается новая музыкальная реальность, отличная от реальности исполнения в той же степени, как исполнение отлично от реальной нотной записи.

Многие телережиссёры превращали и сегодня превращают музыкальные первоисточники в фильмы-на-музыку, то есть вообще в новые жанры, полностью телевизионные. Экран здесь уже не посредник между зрителем и концертом или спектаклем, он сам становится носителем фильма-концерта или, соответственно, фильма-спектакля, ведь телевидение пытается найти свои формы опер, балетов, симфонических и эстрадных представлений для домашнего просмотра, где кадры и их монтаж не просто поддерживают музыкальный ряд, а активно формируют слухозрительный образ. И не важно, будут ли музыкальные фильмы-спектакли специально написаны для ТВ или кино, или это варианты уже созданных пьес, будет ли в кадре природный пейзаж или же, наоборот, зрительный зал. Главное — насколько привносятся в них новые выразительные средства, достаточно отличные от традиционной (концертной, театральной и т. п.) системы восприятия музыкального произведения.

Кстати, известный киновед Зофья Лисса по этому поводу пишет о двух проблемах оперы, возникших уже в кинематографе первой половины ХХ века: перенесение в кино оперы, написанной не для кино (то есть экранизация оперы) и появление специфической формы кинооперы, которая бы создавалась по образцу оперы и её условностей и с расчётом условностей постановки, присущих кино. В первом случае важно создание более подходящего актёрского состава через феномен дублирования актёров (в том числе и звукового) и через эстетичную с актёрской точки зрения мимику. Кроме того, в звуковом плане экранизация позволяет достичь лучшей дикции посредством локального микрофона, лучшей звуковой детализации, динамизации хоровых сцен (через показ разных частей хора) и т. д. Во втором случае Лисса называет "Евгения Онегина" (1958, Ленфильм, музыка Петра Чайковского) Романа Тихомирова как удачный образец на пути создания кинооперы. Здесь, например, хоровые партии звучат за кадром, а ария Ленского даётся в двух разных пространствах: первую часть арии герой поёт у себя дома, вторую — на месте дуэли (роль исполняет Игорь Озеров, поёт Антон Григорьев):



"Евгений Онегин", 1958 (музыка Петра Чайковского)

. . .

для доступа к полной версии модуля

Оплатить

Все материалы являются интеллектуальной собственностью Общества с ограниченной ответственностью "Медиамузыка" и запрещены к незаконному воспроизведению (в том числе цифровому) на территории мира. Согласно действующему законодательству штраф за незаконное использование интеллектуальной собственности может достигать суммы, эквивалентной 5 млн. рублей.