Модуль 1.3. Музыкальные медиажанры (18 ч.)

Урок 1   Урок 2   Урок 3   Урок 4

Урок 2. Фильмы-на-музыку

Фильмы-на-музыку — не просто экранные трансляции музыкальных или музыкально-сценических произведений. Это такие же равноправные участники экрана, как и любая другая передача или фильм, только синтетические, ведь принципы их построения неразрывно связаны с музыкальной логикой и содержанием музыкального материала традиционного произведения искусства.

Уже в тридцатые-сороковые годы ХХ века по всему миру создавались специфические "визуальные симфонии" на основе классических музыкальных композиций ("Рапсодия в стиле блюз" и "Оптическая поэма" Оскара Фишингера, соответственно, на музыку Гершвина и Листа, "Киносцены" Александра Алексеева на музыку Шёнберга, "Фантазия" Уолта Диснея на музыку девяти композиторов и т. д.) с развитыми абстрактно-визуальными или сюжетными анимационными и игровыми драматургиями. Тогда же начали создавать и сугубо игровые фильмы-концерты с номерной структурой. Например, "Концерт на экране" (1940) режиссёра Семёна Тимошенко включал в себя рассказы Чехова и Зощенко, сцены из спектакля "Борис Годунов", цирковой номер, фрагменты балетов, грузинскую народную песню, романс Рахманинова и другое.

Грандиозная двухчасовая "Фантазия" (1940) Диснея-продюсера представляет собой своеобразный музыкальный мультфильм-концерт со стереофоническим звуком. Концерт объединяет экранные анимационные и игровые технологии изобразительного ряда и звучание классических музыкальных произведений, причём визуальная составляющая по своей выразительной значимости максимально приближена к музыкальной и является не просто иллюстрацией к музыке, а одним из важных выразительных средств кинематографического произведения.

Фантазия ДиснеяВероятно, самым известным здесь является номер "Ученик чародея" на музыку Поля Дюка (режиссёр Джеймс Элгар, номер был включён и в "Фантазию-2000", 1999). В качестве главного персонажа выступает Микки Маус, который неудачно заколдовал метлу, заставив её носить воду из колодца, в результате чего в доме чародея случился настоящий потоп (сценарий написан по одноимённой балладе Гёте, явившейся основой программного симфонического скерцо Дюка). Когда музыкальный номер заканчивается, убегающий от разгневавшегося чародея анимационный ученик оказывается около "живого" дирижёра. Он здоровается с ним, жмёт руку и благодарит (в роли изобразительной и звуковой "основы", соединяющей музыкально-визуальные номера "Фантазии", выступает дирижёр Леопольд Стоковский и его Филадельфийский оркестр). В этом сюжетном номере программная музыка французского композитора выглядит совершенно по-мультипликационному. Собственно, мультипликационная синхронизация изображения и звука является принципом всей кинематографической "Фантазии": музыкальные акценты и фактурные рисунки постоянно совпадают с движениями персонажей (или предметов) в кадре. Кроме того, изображение соответствует тембрам и характеру музыки. Например, когда ученику снится волшебный сон, звуки вибрафона "опредмечены" звёздочками на небе. В целом создаётся обратное впечатление, что не фильм был нарисован и снят на традиционное концертно-музыкальное произведение, а музыка Дюка была специально написана для этого мультипликационного эпизода.

Ознакомьтесь c "Фантазией" более подробно. Обратите внимание на варианты визуальной интерпретации классической музыки. >>>

. . .

для доступа к полной версии модуля

Оплатить

Все материалы являются интеллектуальной собственностью Общества с ограниченной ответственностью "Медиамузыка" и запрещены к незаконному воспроизведению (в том числе цифровому) на территории мира. Согласно действующему законодательству штраф за незаконное использование интеллектуальной собственности может достигать суммы, эквивалентной 5 млн. рублей.