Модуль 2.3. Персональное медиавещание (18 ч.)

Урок 1   Урок 2   Урок 3   Урок 4

Введение. Напомним, что "мультимедиа" — это электронные носители нескольких видов информации. Соответственно, для возникновения феномена "мультимедиа" необходимо, как минимум, два вида электронной информации. Сегодня нередко мультимедийные формы проявляются в медиавещании, которое представляет собой соединение медиасредств широковещания в единую информационную, информационно-художественную или информационно-развлекательную систему. Например, это соединение радиовещания и телевидения с электронным текстом: RDS-текст (ID, трафик), радиотекст (информация о песнях, погоде, курсах валют и т. д.), а также бегущая строка и телетекст. Или же это планомерное внедрение нелинейных медиа. Например, устоявшаяся конвергенция "онлайн-кино + видеоигра" или же нелинейные электронные масс-медиа, когда соединены телевидение и Интернет или радиовещание и Интернет (вебкастинг/онлайн-трансляция и подкастинг/оффлайн-трансляция), порождающие онлайн- и оффлайн-тексты, графику, аудио и видео.

Кроме того, медиавещание получило множество персональных форм, смешав электронно-литературные тексты, телефонию, радио, телевидение, Интернет. Сегодня один человек может вещать в большой аудиотории, демонстрируя свою мультимедийную презентацию. И даже — всему миру, создав и выложив в Сеть свой "скринкаст", опубликовав свой "блог" (персональную "интернет-страницу") со звуковыми или визуально-звуковыми файлами или начав видеотрансляцию в Интернете. В гигантских масштабах сегодня создаются авторские музыкальные "каналы". Персональные широковещательные каналы в Сети часто "объединены" принципом аудио- и видео-подкастинга: программное обеспечение специальных хостингов (Last.fm, YouTube, Vimeo) "подтягивает" контент из "тематических блоков" по ключевым словам, по статистике посещений и заданных предпочтений того или иного пользователя. Поэтому третий модуль учебного курса "МУЗЫКА И МУЛЬТИМЕДИА" посвящён формам персонального музыкального медиавещания.

По большому счёту, мультимедийное музыкальное (музыкально-литературное) вещание персонального компьютера начинается уже с вещания музыкального медиаплеера (Проигрыватель Windows Media, MPC-HC, Winamp, Проигрыватель QuickTime и пр.). Именно при помощи него можно наглядно показать или наглядно услышать/увидеть музыкальное исполнение, музыкальные мультфильмы, звуковые и графические примеры. Именно при помощи него можно многократно расширять педагогический и ученический кругозор сопоставлением разномедийной информации, ведь под караоке-вещание медиаплеера можно заниматься исполнением на инструменте, а также использовать виртуальные медиаплееры для прослушивания и просмотра примеров на занятиях по музыке, музыкальной литературе и композиции, на уроках сольфеджио и т. д.

Медиаплеер (проигрыватель мультимедиа) как специальная программа может проигрывать разнообразный мультимедийный контент (в том числе графические и фотографические изображения, музыкальные аудио- и видеоролики) в компьютерной среде. Это виртуальный цифровой магнитофон, который используют аналогично стационарным и мобильным проекторам, магнитофонам и плеерам, управляя балансом и громкостью звучания, а также имея новые возможности для ускоренной перемотки, эквализации и других обработок звука "на лету". Как правило, программные медиаплееры не требуют больших познаний в звукорежиссуре и информатике, поэтому, после установки соответствующих кодеков в компьютер, используются многими музыкантами. Заметим, что звуко-речевая мультимедийная информация должна обходиться без дополнительных речевых комментариев (в случае, если речь в плеере — на русском языке), которые, напротив, могут присутствовать при демонстрации "немой" информации. Даже говорить на фоне демонстрации (трансляции) музыки не является для профессионала правильной подачей информации. Всё это связано с таким культурным понятием медийных искусств, как "звуковая перегрузка" (неоправданное наложение нескольких однотипных звуковых слоёв), которая может уничижить семантическую информацию речи и/или художественную составляющую музыкального произведения. Также необходимо соблюдать элементарные нормы медиамузыки, то есть "музыки вещания" [А. В. Чернышов]. Желательно не обрывать музыкальное звучание (при необходимости — микшировать, то есть плавно уводить звук).

Сегодня существуют виртуальные плееры, которые не только могут выступать самостоятельными компьютерными программами, но и встраиваться в другие многофункциональные программы, то есть выступать в качестве их плагинов. К примеру, популярнейший сегодня Проигрыватель Adobe Flash (воспроизводящий интерактивную анимацию формата .swf и видео с расширением .flv и пр.) может являться плагином программ-браузеров, а также программ для создания мультимедийных шаблонных презентаций, использующих много видов информации, включающей текст, графику, рисунки, фотографии, аудио, видео и/или флеш. Важно, что в случае конвертации аудио- или видеофайла во флеш-формат, аудио- или видеофайл будет интегрирован непосредственно в контейнер флеш-плеера и не требует создания дополнительной папки для хранения медиаконтента. Это значительно упрощает копирование и воспроизведение проекта на другом носителе (заметим, что флеш-технологии поддерживают не все операционные системы!).

Урок 1. Формат слайд-презентации (Impress, PowerPoint)

Мультимедийная презентация, часто выполненная в программах PowerPoint, Impress и т. п., — это информация, преподнесённая методом "(ре)трансляции экрана" персонального компьютера, имеющая демонстрационные, обучающие или учебные задачи, и, как правило, представляющая собой линейную последовательность цифровых слайдов (или единый зум-слайд), смена которых производится либо вручную (нажатием клавиши, щелчком мыши), либо в автоматическом режиме показа (слайд-шоу). В изготовлении и демонстрации мультимедийной презентации присутствуют те же эстетические трудности, о которых говорилось в связи с медиаплеером. Это всевозможные "перегрузки", выраженные в дублировании информации на разных уровнях. Например, если в слайде написан текст, то просто перечитывать его, стоя около экрана, абсолютно бессмысленно (оптимальнее отобразить на экране тезисы). Бессмысленно говорить на фоне демонстрируемого звучащего аудиотрека или звукового видеоролика, перебивая художественную электронную информацию. В целом, музыкальный сценарий выступления (презентации) должен быть продуман таким образом, чтобы разная информация взаимодополняла друг друга, но не мешала восприятию, не отвлекала от главного (к примеру, прослушивания музыки или просмотра текста). Применяя разные виды информации в одной мультимедийной презентации, необходимо чётко разграничить её многоканальное восприятие. Особенно это касается сложных по наполнению мультимедиа-контентом презентаций, в которых легко можно "перегрузить" слайд разнородной информацией, по объёму невозможной для качественного восприятия.

. . .

для доступа к полной версии модуля

Оплатить

Все материалы являются интеллектуальной собственностью Общества с ограниченной ответственностью "Медиамузыка" и запрещены к незаконному воспроизведению (в том числе цифровому) на территории мира. Согласно действующему законодательству штраф за незаконное использование интеллектуальной собственности может достигать суммы, эквивалентной 5 млн. рублей.