Модуль 2.4. Цифровая коммуникация (18 ч.)
Урок 4. Авторские и смежные права (Copyright, Copyleft)
Музыкальная коммуникация в цифровую эпоху значительно изменилась ещё и потому, что доступ к копированию и возможностям заимствования авторского материала увеличился в сотни тысяч раз! Никогда ранее доступ к информации не был так прост и быстр. Одним нажатием компьютерной мыши можно сохранить чужое, размещённое на хостинге произведение себе на флешку или, наоборот, "поделиться" им в Сети во время вебкастинга, через веб-диск или в подкасте. Нетрудными манипуляциями можно позаимствовать фрагмент музыкального фильма для своего веб-урока или публичной мультимедийной слайд-презентации, выложить на "стену" электронные ноты, аудиотрек или часть мультимедийного пособия. При этом надо осознавать, что на большинство мультимедийного материала (или его составных элементов) распространяются интеллектуальные права. Это накладывает важнейший отпечаток ответственности на абсолютно все мультимедийные формы музыкальной коммуникации, в том числе даже на популярный сегодня уоллкастинг, представленный компактными постами и репостами.
Хотим мы того или нет, но цифровое искусство часто является интеллектуальной собственностью, а чужую собственность неэтично использовать незаконными способами. Очевидно, что современный музыкант уже не может существовать вне правового и, соответственно, этического поля цифровой культуры. Поэтому в этом уроке мы остановимся на авторском праве в публичной Сети, то есть несвободном "праве копирования" произведения или его части (англ. copyright, ©), а также на совершенно новом феномене цифровой культуры, подразумевающем, наоборот, свободное воспроизведение (копирование), использование и модификацию авторских опусов (англ. copyleft, ©) подобно тому, как это происходит со свободным программным обеспечением.
В этом ракурсе можно обозначить категории людей (или компаний), связанных с интеллектуальной собственностью, прежде всего, с произведениями искусства, науки и литературы (именно к этим произведениям относятся авторские и смежные права). Это, как правило, две стороны: правообладатель и пользователь.
1. Правообладатель. К правообладателям музыкального (музыкально-литературного) произведения чаще относятся композиторы, авторы поэтических текстов, аранжировщики, исполнители, изготовители фонограмм (или те, кому права достались в наследство или были переданы по договору). В медийной среде дополнительно появляются режиссёр-постановщик, автор сценария, компания-вещатель. Однако мультимедийная среда этот круг расширяет до максимума. К примеру, даже преподаватель и ученик тут же превращаются во владельцев исключительных прав, создав на уроке своё электронное пособие (скринкаст, электронную книгу) или свой мультимедийный проект. Так же правообладателем вы легко становитесь во время исполнения музыкального произведедения во время групповой видеосвязи или при первой публикации нового музыкального произведения (ноты, аудиотрек, музыкальный видеоклип) на социальной "стене" или на открытом хостинге. Сразу отметим двойственность правообладания художественным, литературным или научным произведением: авторские и смежные права. Именно этим двум категориям посвящены главы 70 и 71 четвёртой части Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
Ознакомьтесь с двумя главами четвёртой части ГК РФ:
Глава 70 и Глава 71
. . .
для доступа к полной версии модуля
Все материалы являются интеллектуальной собственностью Общества с ограниченной ответственностью "Медиамузыка" и запрещены к незаконному воспроизведению (в том числе цифровому) на территории мира. Согласно действующему законодательству штраф за незаконное использование интеллектуальной собственности может достигать суммы, эквивалентной 5 млн. рублей.