Модуль 1.1. История медиамузыки (18 ч.)

Урок 1   Урок 2   Урок 3   Урок 4

Введение. История музыки средств массовой информации (медиамузыки) насчитывает практически сто лет. Надо отметить, что на протяжении этого времени происходило постоянное развитие электромагнитного и механического звука соответственно новым технологическим возможностям. Медиамузыка дольно быстро прошла через много этапов своего воплощения, начиная от аналоговых беспроводных радиоконцертов 1920-х годов и заканчивая цифровым медиавещанием в Интернете и в мобильных устройствах XXI века.

Если "новости по телефону" и "телефонные концерты" (которые показали возможность слушания музыки на удалённом расстоянии от исполнителей), существовавшие во времена популяризации граммофонной звукозаписи и "немого" кинематографа (1890-1920-е годы) и даже ранее, являются непосредственными истоками беспроводного регулярного радиовещания ХХ века, то, начиная с последнего, можно условно разделить историю электронных СМИ на этапы, в которые то или иное медиа выдвигалось на первый план, и возникали новые способы записи звука и изображения:

1. Доцифровая эпоха масс-медиа:
• 1920-1940-е: эпоха аналогового радио и механической и оптической звукозаписи (восковой валик, грампластинка, киноплёнка). В основном — прямой радиоэфир;
• 1950-1970-е: эпоха аналогового ("массового") телевидения и магнитной звукозаписи (магнитная лента, магнитная полоса киноплёнки). В основном — прямой телеэфир, прямой и "записной" радиоэфир;
• 1970-1990-е: эпоха "записного" телерадиовещания и магнитной звуко- и видеозаписи (магнитная лента).

2. Цифровая эпоха масс-медиа:
• 1990-2010-е: эпоха цифрового телерадиовещания, Интернет-вещания и цифровой звуко- и видеозаписи (магнитная лента, CD, DVD, жёсткий диск). Смешанный тип круглосуточного эфира. Становление медиавещания.

Технические средства записи звука и изображения подвели развитие доцифровых электронных СМИ к кульминационной точке, когда появилось и стало полноценно функционировать круглосуточное музыкальное телевидение, сначала популярно-эстрадного типа (MTV, США), потом — академического, джазового и этнического (Mezzo, Франция). Цифровая же запись вывела электронные СМИ не только на новый количественный и качественный уровень передачи сигналов (в том числе методом мультиплекс, через спутники и Интернет) и автоматический эфир, но и на новые технологические возможности, во многом определившие изменения в производстве теле- и радиопрограмм и с эстетической стороны (ко всему прочему максимально сблизив производство цифровых теле- и кинопроизведений).

Например, медийная аудиопартитура в компьютерных аудиоредакторах приобрела визуальные очертания, и комбинация звуковых слоёв получила практически безграничные возможности своей художественной реализации. Звуковая обработка и монтаж медиамузыки приобрели сверхоперативные формы воплощения (как в записи, так и в прямом эфире), причём звуковое решение записанной медиамузыки также стало возможным без каких-либо существующих ранее ограничений, связанных с аналоговой записью на магнитную плёнку и её монтажом. Любые медиамузыкальные коллекции стали широкодоступны через всемирную Сеть, благодаря чему музыкальная компиляция стала намного более культурно-охватной категорией. А вещание приобрело конвергентные формы, соединив в единую техническую медиасистему радио, телевидение и Интернет (медиавещание).

Кроме того, глобализация электронно-цифровых СМИ открыла новый этап в развитии всей человеческой культуры, в том числе музыкальной, когда национальные пространства многих масс-медиа постепенно становятся частью единой всемирной электронной информации.

Урок 1. Истоки медиамузыки (1890-1920-е)

В этом уроке мы познакомимся с явлениями, которые предшествовали непосредственной истории медиамузыки. Прежде всего, это:

• Телефонные концерты;
• Граммофонные концерты;
• Музыка демонстрации "немого" кино;
• Шумомузыка.

1. Итак, предпосылки музыкального телерадиовещания появились ещё в XIX веке. Одним из явных источников музыкальной радиотрансляции являются "телефонные концерты", когда собравшаяся в специально оборудованных концертных залах публика слушала исполнение музыки через телефонные наушники.

Буквально с момента изобретения электрического телефона такие "концерты на расстоянии" имели место быть. Например, уже в 1877 году в нью-йоркском Steinway-Hall собиралась искушённая аудитория для совместного прослушивания профессора Босковица, который музицировал на фортепиано на расстоянии от холла более, чем в 200 км — в Филадельфии.

. . .

для доступа к полной версии модуля

Оплатить

Все материалы являются интеллектуальной собственностью Общества с ограниченной ответственностью "Медиамузыка" и запрещены к незаконному воспроизведению (в том числе цифровому) на территории мира. Согласно действующему законодательству штраф за незаконное использование интеллектуальной собственности может достигать суммы, эквивалентной 5 млн. рублей.