Модуль 1.1. История медиамузыки (18 ч.)

Урок 1   Урок 2   Урок 3   Урок 4

Урок 2. Медиамузыка доцифровой эпохи (1920-1990-е)

Историю музыки аналоговых СМИ можно разделить на три основных этапа, каждый из которых длился примерно 20-30 лет. Эти этапы мы и рассмотрим в данном уроке.

• Первый этап охватывает время от начала 1920-х годов, когда появляются первые беспроводные регулярные радиопередачи, до конца Второй мировой войны и возобновления систематического телерадиовещания. На этом этапе происходит становление радио- и телевещания (прежде всего, американского и европейского) как новых масс-медиа, и внутри этого процесса, естественно, происходит развитие первых медиамузыкальных технологий, связанных как с музыкальной трансляцией, так и с музыкальным оформлением радиопередач.

• Второй этап начинается в конце 1940-х и, особенно, во второй половине ХХ века и выводит электронные средства информации в ранг массовых: вслед за радио телевидение начинает многократно превосходить печатные масс-медиа по масштабам воздействия, а, соответственно, звук, в том числе музыкальный, становится важнейшей частью новой общечеловеческой информационной системы (один только феномен телевизионного "концерта для миллионов" резко меняет всю традиционную структуру культурных ценностей). В это время происходит популяризация звукозаписи на магнитной ленте, и фиксированный звук многих художественных радиопрограмм, превращается в значимое историческое наследие культуры (точно так же, как раньше произошло с музыкальными пьесами и граммофонной записью). А телевидение осваивает не только музыкальную трансляцию, но и медиамузыку в контексте художественных, информационных и отчасти рекламных жанров прямого эфира.

• Третий, кульминационный, этап (1970-1990-е) связан уже с прямым и "записным" телерадиовещанием (которое вышло на уровень не только ежедневного, но и круглосуточного бытования), когда практически полностью сложилась система медиажанров электронных СМИ и система медиамузыкальных технологий. Именно на этом этапе возникает новый феномен электронных масс-медиа — круглосуточное музыкальное телевидение, которое возвело музыкальное искусство до статуса важнейшей части человеческой информации, передаваемой посредством линейного массового вещания. Конечно, сначала этот статус даже трудно было представить. Если по телефонным проводам уже в конце XIX столетия через наушники можно было слышать не только речевое, но и бинауральное (двухканальное) оперное звучание (впервые система "театрофон" была представлена в Париже в 1881 году инженером Клеманом Адером), а в Чикаго в 1913 году проводная система "музолафон" уже позволяла транслировать "живой" и записанный музыкальный звук на громкоговорители, то радиоприёмники Попова или Маркони (1895) первоначально выдавали в эфир не музыку, не речь, не бытовые шумы и вообще не звуковые реалии, а лишь сигналы азбуки Морзе. К примеру, именно ими дежурный радист крейсера "Аврора" отстучал по "беспроволочному телеграфу" сообщение о взятии Зимнего дворца в ноябре 1917 года.

1. Собственно же радиовещание (сначала, естественно, нерегулярное, а потому не являющееся СМИ) берёт своё начало в экспериментах многих инженеров-любителей, например таких, как калифорниец Чарльз Дэвид Херролд (г. Сан-Хосе), которые в 1910-х годах и, особенно, по окончании Первой мировой войны пристрастились к своему хобби — не только речевым, но и музыкально-граммофонным радиопередачам через разнонаправленные антенны, установленные на крышах домов. Скорее всего, именно Чарльз Дэвид Херрольд системно ввёл в обиход термины narrowcasting (узконаправленное вещание) и broadcasting (широковещание), обозначающие радиопередачу для одного или, соответственно, многих получателей.

Власти большинства стран тут же проявили интерес к любительскому радиовещанию и придали речевым и музыкальным радиопередачам государственный статус. Радиоволны становились собственностью государства или лицензировались, а многие фирмы, которые ранее производили военную аппаратуру, начали специализироваться на выпуске бытовых радиоприёмников.

Так, уже 2 ноября 1920 года в Питтсбурге (корпорация Westinghouse Electric, США) начала работать одна из первых регулярных коммерческих радиовещательных станций — KDKA, лицензию на которую получил инженер Фрэнк Конрад. Чуть позже аналогичные радиостанции появились в Аргентине, Канаде, Великобритании, Франции, Германии, Нидерландах, Бельгии, Чехословакии, Венгрии, Польше, Румынии, Югославии, Болгарии, Японии и т. д.

Началом регулярного радиовещания в СССР можно считать 12 октября 1924 года. Первая передача московской Сокольнической радиостанции (впоследствии им. А. С. Попова) открылась в 12 часов дня докладом "О роли В. И. Ленина в развитии советской радиотехники и задачах рабочего радиолюбительства", после чего сразу же строитель Сокольнической радиостанции А. Л. Минц сделал сообщение о технике радиовещания. А затем, после небольшого перерыва, из студии состоялся концерт студентов Московской консерватории.

. . .

для доступа к полной версии модуля

Оплатить

Все материалы являются интеллектуальной собственностью Общества с ограниченной ответственностью "Медиамузыка" и запрещены к незаконному воспроизведению (в том числе цифровому) на территории мира. Согласно действующему законодательству штраф за незаконное использование интеллектуальной собственности может достигать суммы, эквивалентной 5 млн. рублей.