Модуль 1.1. История медиамузыки (18 ч.)

Урок 1   Урок 2   Урок 3   Урок 4

Урок 4. Медиавещание: вопросы конвергенции

ГДРЗВ данном уроке мы кратко вспомним некоторые узловые моменты медийной истории, которые стали источниками нового типа электронного вещания, именуемого "медиавещанием". Как феномен конвергенции медиавещание представляет собой соединение медиасредств (радио, телевидение, Интернет и пр.) в единую информационную, информационно-художественную или информационно-развлекательную мультимедийную систему.

Естественно, что историческими предпосылками медиавещания выступает радиовещание и разнообразные "союзы" с ним. Так, если вспомнить, союз проторадиовещания и телефонии породили специальные устройства и комнаты для прослушивания концертов через стереофонические наушники, телефонные новости и концерты. Это французский театрофон Адера Клемана и австро-венгерская телефонная система Hírmondó Тивадара Пушкаша, относящиеся ещё к концу XIX столетия. Радиоконцерты-концерты из радиостудии-зала, вообще, были излюбленными конвергентными формами. К примеру, в известной советской Пятой студии ГДРЗ, часто проходили концерты одновременно для зрителей в зале и слушателей у радиоприёмников. Один из таких концертов запечатлён на фотографии.

Ну и, конечно, это эксперименты соединения радиовещания с телерядом (радиоприёмник + телеприёмник) первого звукового телевидения. Напомним, что первым таким опытом была постановка пьесы британца Хартли Маннерса "Посланник королевы", разыгранная на телекамеры и на микрофоны в 1928 году с помощью американской компании General Electric и нью-йоркского радиорежиссёра Мортимера Стюарта. Остался даже фрагмент киносъёмки с репетиции этого эфира, который можно посмотреть на YouTube. >>>

Что касается современной эпохи (начиная с 1980-х годов), то здесь можно отметить масштабную конвергенцию электронных медиасредств.
• Например, это соединение радиовещания и телевидения с электронным текстом: RDS-текст (ID, трафик), который изначально появился в Германии в связи со сложными ситуациями на дорогах, радио-информацией и автомагнитолами, радиотекст (информация о песнях, погоде, курсах валют и т. д.), а также бегущая строка и телетекст.
• Это вебкастинг (англ. webcasting - вещание в Интернете). Уже в 90-е годы ХХ века потоковые радио из дополнительных модулей эфирного вещания превратились в самостоятельные ресурсы в Интернете (одним из пионеров официального интернет-радио был североамериканец Скотт Боурн, который в 1995 году основал NetRadio). Появилась возможность слушать такие радиостанции на персональных компьютерах, мобильных устройствах или же на специальных приёмниках.
• Отметим и планомерное внедрение нелинейных медиа. Например, это устоявшаяся конвергенция "онлайн-кино + видеоигра" или же это собственно нелинейные продукты электронных масс-медиа, когда соединённые телевидение и Интернет или радиовещание и Интернет порождают "онлайн"- и "оффлайн"-тексты, графику, аудио и видео. В результате чего пользовательская интерактивность в области медиа играет повышенную роль и касается даже музыкального сопровождения.

Ознакомьтесь с современным медиажанром "интерактивный онлайн-фильм". Обратите внимание на множественность "зрительских" вариантов развития сюжетной линии ("алеаторику"), а также на категорию "пользовательская музыка" (моменты пользовательского выбора), хронометраж которой зависит от скорости принятия решений зрителя-пользователя. >>>

Сегодня резко меняется устоявшаяся система электронного широковещания. Если раньше к широковещанию относился только линейный аудиальный или аудиовизуальный эфир, то цифровой век открыл нам "нелинейное" вещание в виде феномена "подкастинга" (англ. podcasting), когда архивные передачи с сервера подкачиваются на мобильные устройства пользователей согласно их предпочтениям, запрограммированным ими заранее. Кроме того, к феномену вещания стали иметь отношение и конвергентные сетевые периодические издания. Мультимедийные издания отрываются от категории прессы и примыкают к электронному нелинейному медиавещанию. К примеру, первый в России мультимедийный научный журнал "Медиамузыка" построен исключительно в виде медиатекста, включающего печатные тексты, поисковые формы, аудио, слайд-шоу, видео (www.mediamusic-journal.com).

. . .

для доступа к полной версии модуля

Оплатить

Все материалы являются интеллектуальной собственностью Общества с ограниченной ответственностью "Медиамузыка" и запрещены к незаконному воспроизведению (в том числе цифровому) на территории мира. Согласно действующему законодательству штраф за незаконное использование интеллектуальной собственности может достигать суммы, эквивалентной 5 млн. рублей.