Модуль 1.1. История медиамузыки (18 ч.)
Урок 4. Медиавещание: вопросы конвергенции
В данном уроке мы кратко вспомним некоторые узловые моменты медийной истории, которые стали источниками нового типа электронного вещания, именуемого "медиавещанием". Как феномен конвергенции медиавещание представляет собой соединение медиасредств (радио, телевидение, Интернет и пр.) в единую информационную, информационно-художественную или информационно-развлекательную мультимедийную систему.
Естественно, что историческими предпосылками медиавещания выступает радиовещание и разнообразные "союзы" с ним. Так, если вспомнить, союз проторадиовещания и телефонии породили специальные устройства и комнаты для прослушивания концертов через стереофонические наушники, телефонные новости и концерты. Это французский театрофон Адера Клемана и австро-венгерская телефонная система Hírmondó Тивадара Пушкаша, относящиеся ещё к концу XIX столетия. Радиоконцерты-концерты из радиостудии-зала, вообще, были излюбленными конвергентными формами. К примеру, в известной советской Пятой студии ГДРЗ, часто проходили концерты одновременно для зрителей в зале и слушателей у радиоприёмников. Один из таких концертов запечатлён на фотографии.
Ну и, конечно, это эксперименты соединения радиовещания с телерядом (радиоприёмник + телеприёмник) первого звукового телевидения. Напомним, что первым таким опытом была постановка пьесы британца Хартли Маннерса "Посланник королевы", разыгранная на телекамеры и на микрофоны в 1928 году с помощью американской компании General Electric и нью-йоркского радиорежиссёра Мортимера Стюарта. Остался даже фрагмент киносъёмки с репетиции этого эфира, который можно посмотреть на YouTube. >>>
Что касается современной эпохи (начиная с 1980-х годов), то здесь можно отметить масштабную конвергенцию электронных медиасредств. • Например, это соединение радиовещания и телевидения с электронным текстом: RDS-текст (ID, трафик), который изначально появился в Германии в связи со сложными ситуациями на дорогах, радио-информацией и автомагнитолами, радиотекст (информация о песнях, погоде, курсах валют и т. д.), а также бегущая строка и телетекст. • Это вебкастинг (англ. webcasting - вещание в Интернете). Уже в 90-е годы ХХ века потоковые радио из дополнительных модулей эфирного вещания превратились в самостоятельные ресурсы в Интернете (одним из пионеров официального интернет-радио был североамериканец Скотт Боурн, который в 1995 году основал NetRadio). Появилась возможность слушать такие радиостанции на персональных компьютерах, мобильных устройствах или же на специальных приёмниках. • Отметим и планомерное внедрение нелинейных медиа. Например, это устоявшаяся конвергенция "онлайн-кино + видеоигра" или же это собственно нелинейные продукты электронных масс-медиа, когда соединённые телевидение и Интернет или радиовещание и Интернет порождают "онлайн"- и "оффлайн"-тексты, графику, аудио и видео. В результате чего пользовательская интерактивность в области медиа играет повышенную роль и касается даже музыкального сопровождения.
Ознакомьтесь с современным медиажанром "интерактивный онлайн-фильм". Обратите внимание на множественность "зрительских" вариантов развития сюжетной линии ("алеаторику"), а также на категорию "пользовательская музыка" (моменты пользовательского выбора), хронометраж которой зависит от скорости принятия решений зрителя-пользователя. >>>
Сегодня резко меняется устоявшаяся система электронного широковещания. Если раньше к широковещанию относился только линейный аудиальный или аудиовизуальный эфир, то цифровой век открыл нам "нелинейное" вещание в виде феномена "подкастинга" (англ. podcasting), когда архивные передачи с сервера подкачиваются на мобильные устройства пользователей согласно их предпочтениям, запрограммированным ими заранее. Кроме того, к феномену вещания стали иметь отношение и конвергентные сетевые периодические издания. Мультимедийные издания отрываются от категории прессы и примыкают к электронному нелинейному медиавещанию. К примеру, первый в России мультимедийный научный журнал "Медиамузыка" построен исключительно в виде медиатекста, включающего печатные тексты, поисковые формы, аудио, слайд-шоу, видео (www.mediamusic-journal.com).
. . .
для доступа к полной версии модуля
Все материалы являются интеллектуальной собственностью Общества с ограниченной ответственностью "Медиамузыка" и запрещены к незаконному воспроизведению (в том числе цифровому) на территории мира. Согласно действующему законодательству штраф за незаконное использование интеллектуальной собственности может достигать суммы, эквивалентной 5 млн. рублей.