Модуль 1.2. Теория медиамузыки (18 ч.)

Урок 1   Урок 2   Урок 3   Урок 4

Введение. Медиамузыкальные технологии имеют свои отличительные особенности, которые связаны с пребыванием музыки в особых "монтажных" условиях микрофонных и экранных искусств.
• Во-первых, здесь она непосредственно связана с иными звуковыми единицами — речевыми и шумовыми (вместе с которыми входит в понятие "аудиопартитура"), а также с феноменом звукозрительного синтеза. Музыка в медиапроизведениях вступает во взаимоотношения с максимально регламентированными монтажными звуковыми слоями и изобразительным рядом.
• Во-вторых, сама структура медиамузыкальной темы, как правило, содержит композиционно-монтажные элементы. Звуковое решение медиамузыки часто принципиально отличается от традиционного представления о музыкальном формообразовании, подчиняясь формообразованию того или иного медиажанра. Кроме того, медиамузыка существует в специфических рамках восприятия, созданных благодаря всевозможным вариантам звукозаписи.
• В-третьих, монтажное соотношение музыки со звуковыми и визуальными рядами повлекло за собой не только определённые композиционные методы построения музыкального ряда медиапроизведения, так как монтажная компиляция спровоцировала формирование самостоятельных музыкально-звуковых библиотек для оформления электронных медиа. Композиторское и редакторско-составительское творчество по созданию "музыкального набора треков" стало новым видом музыкальной деятельности в медиасреде.
• В-четвёртых, важными композиционно-монтажными принципами являются и принципы соотношения медиамузыки с содержанием и структурой речи и кадров, где звуковой или звукозрительный синтез "растянут" от всевозможных функциональных способов музыкального иллюстрирования до разнообразных вариантов музыкального контрапунктирования ("противозвучания"), когда музыкальная информация "противостоит" остальному звуковому или изобразительному пространству.

Урок 1. Медийная аудиопартитура

В этом уроке мы подробно рассмотрим звуковые слои медийной аудиопартитуры и принципы их художественного взаимосоотношения. Это два основных раздела:

• Музыкальные техники аудиопартитуры;
• Музыкально-звуковые техники аудиопартитуры.

Когда мы говорим о сценических или экранных партитурах, то, прежде всего, имеем в виду конкретные изображения и звучания того или иного произведения. Музыкально-сценическое (театральное) звучание может состоять не просто из инструментальных или вокальных голосов и не только из музыки, но и из других звуковых "слоёв" — разговорной речи и шумов. Именно звуковой слой в такой аудиопартитуре является определяющей единицей деления, а музыка этой партитуры часто выступает в роли звукового оформления сценических движений, речи или экранного изображения.

АудиопартитураАудиопартитура кинопроизведений, телевизионных передач или радиопрограмм (медийная аудиопартитура) также состоит из всевозможных звуковых слоёв. Однако система этих звуковых слоёв здесь наиболее регламентирована, потому как досконально рассчитан хронометраж, монтаж, балансы и другие её акустические параметры. К тому же с началом эпохи "цифрового вещания" и "цифрового кино" медийная аудиопартитура стала гораздо более визуальна: многие компьютерные программы (аудиоредакторы) позволили придать звуковым слоям отчётливые, почти "нотно-партитурные" очертания комплекса синусоид, видимого на мониторе. Поэтому аудиопартитура превратилась в важнейшую категорию современных профессиональных медиа, имеющую не только монтажно-звуковое воплощение, но и материальный (электронный) носитель своего визуального отображения.

Сегодня, как известно, музыкально-звуковое оформление медиапроизведений происходит в так называемой студии монтажа и сведения звука (нередко её называют на американский манер: "продакшн-студия" (на радио) или "пост-продакшн-студия" (на телевидении и в киноиндустрии)). Эта студия осуществляет редактирование ранее записанного звукового материала, запись студийного звука (речь-шум-музыка) и его монтаж, а также собственно сведение звука. Именно здесь медийная аудиопартитура приобретает свой окончательный вариант. Работают над этим, как правило, режиссёр, звукорежиссёр сведения и музыкальный редактор.

Как и любая другая партитура, медийная звуковая партитура может иметь разнообразные структуры. К примеру, телевизионная или кинематографическая аудиопартитура может включать в себя шесть основных слоёв, соотнесённых с изображением:

. . .

для доступа к полной версии модуля

Оплатить

Все материалы являются интеллектуальной собственностью Общества с ограниченной ответственностью "Медиамузыка" и запрещены к незаконному воспроизведению (в том числе цифровому) на территории мира. Согласно действующему законодательству штраф за незаконное использование интеллектуальной собственности может достигать суммы, эквивалентной 5 млн. рублей.