Модуль 1.2. Теория медиамузыки (18 ч.)

Урок 1   Урок 2   Урок 3   Урок 4

Урок 4. Функции медиамузыки

Говоря в данном уроке о функциях медиамузыки, мы будем подразумевать под ними её художественную роль по отношению к монтажному изобразительному ряду и (или) регламентированным слоям аудиопартитуры. Вполне логично, что в использовании музыки в электронном массовом вещании и кинематографе принципиальных отличий нет, и рассматривать медиамузыкальные функции можно в равной мере, как на примерах произведений эфира, так и на произведениях, изначально созданных для кинотеатра. Разброс медиамузыкального функционирования, естественно, необычайно широк. Порой звучание музыки явно доминирует (как в передачах или фильмах, целиком снятых на основе музыкальных произведений), или же происходит откровенная замена речевых и шумовых слоёв музыкой. Помимо того, что медиамузыка, как и любая прикладная музыка (например, театральная), чрезвычайно многофункциональна, одна и та же музыкальная тема в разном кадровом, шумовом или речевом контексте может решать совершенно противоположные задачи. К тому же музыка эфирного или кинематографического жанра одновременно несёт не одну, а несколько функций по отношению к другим звуковым или визуальным составляющим.

По способам соотношения медиамузыки с содержанием и структурой кадров и/или речи медиамузыку, вслед за кинематографической музыкой, можно условно разделить на иллюстрирующую и контрапунктирующую, ведь, как правило, музыкальная информация не просто повторяет, но и расширяет пластическую или семантическую информацию.

Иллюстрирующая музыка сопровождает медийное событие соответственно этому событию: например, она тесно связана с движущимся изображением в кадре и постоянно "следует" за ним или же она эмоционально вторит речи и "поведению" какого-либо персонажа радио. Её содержательная сторона предопределена сюжетом, а также структурой визуального ряда и речи, и ничего кардинально нового она в них не вносит. Например, в итальянском документальном фильме "Собачий мир" / Mondo cane (1962, композиторы Риц Ортолани и Нино Оливьеро), своеобразном родоначальнике так называемых мондо-фильмов с шокирующей, сенсационной информацией о человеческих обычаях, нравах и укладе жизни, закадровая музыка неоднократно выступает в роли иллюстратора показываемых событий. Контрастное сопоставление эпизодов фильма сопровождается яркими музыкальными контрастами. Подвижный "медный" марш иллюстрирует весёлых американских матросов, а медленный марш с унывным solo гармошки — калифорнийское собачье кладбище и его очень сентиментальных посетителей. Размеренная закадровая джазовая музыка иллюстрирует кадры элитного ресторана, а органно-хоральная тема — довольно негуманный древнехристианский ритуал на итальянском полуострове Калабрия. Взвинченная симфоническая музыка с tremolo литавр звучит во время акта мести малазийских островитян акулам, в пасть которым они засовывают ядовитого морского ежа, а игривое симфоническое скерцо с солирующим ксилофоном — во время изображения пляжных игрищ туземцев окологвинейского острова Тробрианд. В последнем случае музыка (мелодическими ходами четвертями в умеренном темпе) даже имитирует шаги мужчин, а затем и их бег (быстрыми нисходящими гаммаобразными пассажами струнных инструментов).

Даже лейттема фильма (Ti guarderò nel cuore) претерпевает постоянные модификации в связи с иллюстративным композиционным назначением. Эти вариации главной темы также весьма контрастны между собой, они простираются от лирического воплощения (с тембром челесты), когда на экране показаны римские цыплята (лейттема первый раз появляется в сцене с цыплятами, в качестве звуковой увертюры фильма использован собачий лай), до скерцозного варианта, когда мы видим уникальных рыб, научившихся выбираться на сушу и даже залезать на деревья. То лейттема-марш иллюстрирует парадное шествие сиднейских девушек спасателей, то лейттема-вальс звучит за кадром при показе гамбургского пивного бара и затем переходит в другой, уже комический марш (с мужским пением) немецких алкоголиков, то получает трагически-возвышенный оттенок, когда инструментована для оркестра с хоровым вокализом и "дорисовывает" несчастную, погубленную атомным заражением тихоокеанскую природу.

Ознакомьтесь с фильмом "Собачий мир" (1962, Cineriz, режиссёры Гвальтьеро Якопетти, Паоло Кавара и Франко Проспери) более подробно. Обратите внимание на иллюстрирующие принципы соотношения изображения с музыкой. >>>

. . .

для доступа к полной версии модуля

Оплатить

Все материалы являются интеллектуальной собственностью Общества с ограниченной ответственностью "Медиамузыка" и запрещены к незаконному воспроизведению (в том числе цифровому) на территории мира. Согласно действующему законодательству штраф за незаконное использование интеллектуальной собственности может достигать суммы, эквивалентной 5 млн. рублей.