Модуль 1.2. Теория медиамузыки (18 ч.)

Урок 1   Урок 2   Урок 3   Урок 4

Урок 3. Библиотеки медиамузыки

Соотношение "музыка оригинальная" и "музыка компилятивная" в современных электронных масс-медиа (а также и кинематографе) играет немаловажную роль. И не только потому, что порой в качестве символа той или иной эпохи музыкальная компиляция просто необходима из художественных соображений, но и потому, что сугубо из производственных, оперативных нужд музыкальная компиляция выступала и выступает "суррогатом" оригинальной музыкальной композиции, как, кстати, это можно было наблюдать уже в "немом" кино. Конечно же, в эстетическом плане оригинальная музыка — это неповторимое лицо передачи, цикла и даже целого радио- или телеканала: например, его отличительная заставка или позывные. Однако основа звукового оформления электронного массового вещания во всём мире — музыка компилятивная, то есть не специально созданная для того или иного экранного или микрофонного произведения или вещательного канала, а подобранная из фонотеки, ведь в производстве это не только намного оперативнее, но и дешевле. Именно оперативные виды экранного искусства и звуковой информации ("немое" кино, телевидение, радио, звуковая и видеозвуковая реклама) породили и порождают такие феномены, как записанные на звуковые носители профессиональные медиамузыкальные библиотеки, а также коллекции музыкально-шумовых спецэффектов, о которых пойдёт речь в данном уроке.

Ни драматический театр, ни звуковой кинематограф не ставят своей целью создавать и чётко систематизировать самостоятельные музыкальные библиотеки для компилятивного оформления своих произведений, как это происходит в случае с электронным вещанием и прикладными мультимедиа. Тем не менее, явными прообразами современных музыкально-звуковых библиотек являются так называемые нотные "кинотеки", которые обширно создавались для "немого" кинематографа Европы и США в конце 10-х и в 20-30-е годы ХХ века.

Известно, что музыкальная компиляция "около экрана", у микрофона и на экране появилась раньше оригинальной музыки. Так, поначалу для демонстрации "немого" кино преимущественно пианистами-иллюстраторами (тапёрами) подбирались любые готовые музыкальные произведения, между которыми ими же досочинялись небольшие импровизационные связки — энгармонические модуляции, или же произведения (или их фрагменты) просто калейдоскопично чередовались во время показа киноленты. В 1919 году в Берлине специально для этих целей композитор Джузеппе Бечче выпустил собрание авторских нот для кинематографа, назвав его "Кинотекой" (нем. Kinotheka). Это был обширный каталог коротких разнохарактерных пьес, затрагивающих многие стороны жизни и, соответственно, типичные кинематографические ситуации: народы, страны, погода, время суток, животные, эмоции и т. д. (среди номеров этой кинотеки есть и классические произведения в обработке Бечче, например, прелюдии и ноктюрны Шопена). Вот образцы категорий кинотеки Бечче:

Джузеппе Бечче

Для возможности быстрого перехода от одного музыкального номера к другому иллюстратор подбирал из кинотеки ноты пьес, написанных в одной тональности или близких тональностях. Сама же пьеса по форме чаще была однотемной, однофактурной, с энгармоническими модуляционными ходами — для возможности её импровизационного варьирования и лёгкого соединения с другой пьесой. Как правило, составлялся музыкальный сценарий (монтаж), в котором указывалось с какого и до какого места играть то или иное произведение, а также последовательность играемых музыкальных пьес.

Ознакомьтесь с 24-тактовой пьесой "Ночь" из кинотеки Джузеппе Бечче, которая чётко делится на два ровных тематических элемента — по 12 тактов каждый. Обратите внимание, что первый из них интонационно неяркий, с гаммовидной мелодикой, гармонически "ходообразный", с тремолирующей фактурой. Второй — более яркого мелодизма квартово-фанфарного характера. Большая часть первого элемента темы представляет собой нисходящее по хроматизму движение увеличенных трезвучий (эллипсис), а второй элемент темы (имеющий в своём составе энгармонический оборот) представлен модуляционным движением от S к доминантовой тональности c-moll. Налицо композиционные особенности будущей медиамузыки: концентрированный тематизм и его дискретное строение: небольшие, замкнутые мотивы составляют упомянутую концентрированность тематизма, а фактурное строение второго элемента темы, состоящего из трёх четырёхтактовых пропорций, говорит о возможностях "монтажного" существования данной пьесы. >>>

. . .

для доступа к полной версии модуля

Оплатить

Все материалы являются интеллектуальной собственностью Общества с ограниченной ответственностью "Медиамузыка" и запрещены к незаконному воспроизведению (в том числе цифровому) на территории мира. Согласно действующему законодательству штраф за незаконное использование интеллектуальной собственности может достигать суммы, эквивалентной 5 млн. рублей.