Модуль 1.2. Теория медиамузыки (18 ч.)

Урок 1   Урок 2   Урок 3   Урок 4

Урок 2. Звуковое решение медиамузыки

В этом уроке мы рассмотрим вопросы звукозаписи медиамузыки (1) и структурные композиционные параметры медиамузыки (2).

1. Вопросы звукозаписи медиамузыки. Сегодня на телевидении, радио и в кино встречаются практически все музыкальные виды звукового создания, использующие и сочетающие компьютерные средства наряду с акустическими музыкальными инструментами. Однако особенность звуковой фактуры медиамузыки состоит не столько в воплощении её звучания посредством акустических и электронных тембров или создании темброво-синтетических партитур, сколько в особых приёмах звукозаписи, отличающих традиционно концертное звучание музыки от возможностей электрической записи, а также тембровых технологиях, направленных на определённое существование музыкального звучания в контексте медийной аудиопартитуры.

В электронном производстве массового вещания (прямой эфир, синхронная запись звука, съёмка под фонограмму, музыкально-звуковой монтаж, перезапись, сведение звука, тонировка и т. д.) важное место занимает акустическое представление звука. К примеру, связанное с эффектом Доплера, когда за счёт быстрого перемещения источника звука возникает впечатление высотного и динамического изменения звука, в том числе музыкального. Или же связанное с записью музыки в разных акустических средах (природных, инженерных) и/или при разных обстоятельствах (репетиция, концерт, студия).

Ознакомьтесь с онлайн-литературой:
• Деникин А. А. К вопросу о специфике звукового дизайна кино // Медиамузыкальный блог. 23.04.2014. >>>

А музыкальная инструментовка, будучи связанной со всеми чертами сценария (национальным колоритом, жанровыми и социальными оттенками и т. п.), благодаря звукозаписи, может быть основана на полном нарушении традиционного баланса звучания инструментов. Вспомним, что уже в музыке Сергея Прокофьева к прологу кинофильма "Александр Невский" (1938, Мосфильм, режиссёры Сергей Эйзенштейн и Дмитрий Васильев) можно слышать "огромный" гобой, "возвышающийся" над оркестром. Это усиление тембров музыкальных инструмента путём приближения к ним микрофонов во время записи особенно наглядно в сцене Ледового побоища упомянутого фильма: здесь даже происходит своеобразная деформация симфонических тембров (их искажение), необходимая для изображения наступления тевтонцев-врагов.

Нарушение норм "концертного" звучания нередко происходит и в оформительской медиамузыке. Например, для музыкальных "подложек" характерно занижение уровня ярких тембров, — ведь средние частоты должны быть "заполнены" речевым звуковым слоем. Так, в музыкальных "подложках" Уэнди Колтера под названием Easy Going, созданных им для звуковой библиотеки Killer Tracks (KT161: Retail Beds) на переднем плане звучат только ритм-гитара и ударные инструменты, а тембры электрооргана, солирующей электрогитары и фортепиано чаще "отодвинуты" на задний план. Эта темброво-инструментальная звукорежиссура данной записанной на звуковой носитель музыки позволяет ей впоследствии гармонично сосуществовать вместе с речью теле- или радио-ведущего.

Прослушайте один из треков данной музыки. Обратите внимание на специфический звуковой баланс тембровых голосов.

. . .

для доступа к полной версии модуля

Оплатить

Все материалы являются интеллектуальной собственностью Общества с ограниченной ответственностью "Медиамузыка" и запрещены к незаконному воспроизведению (в том числе цифровому) на территории мира. Согласно действующему законодательству штраф за незаконное использование интеллектуальной собственности может достигать суммы, эквивалентной 5 млн. рублей.