Модуль 1.4. Музыкальное оформление медиа (18 ч.)

Урок 1   Урок 2   Урок 3   Урок 4

Урок 3. Художественные медиажанры

Художественное вещание с его музыкальным наполнением — одно из самых знаменательных явлений электронных средств массовой информации. Ведь кроме сугубо музыкальных медиажанров (например, таких, как фильм-балет или песенный видеоклип) и трансляции всевозможных традиционных музыкальных жанров, большинство специально созданных радио- и телефильмов, теле- и радиоспектаклей, радио- и телепередач сегодня имеет высокоорганизованное музыкальное оформление, часто доходящее до уровня общей драматургии или главного действующего лица того или иного опуса, соответственно, телевидения или радио. И об этом музыкальном оформлении художественных электронных медиа можно неоднократно и продуктивно рассуждать. К примеру, сложный синтетический вариант телевизионной продукции представляет собой цикл "Клуб Микки Мауса" (1955-1996), созданный Уолтом Диснеем и его последователями, в котором можно видеть и постановочные кадры, оформленные множественными музыкальными "дорожками", и песенные выступления у микрофона, и фрагменты ток-шоу с музыкой, и фрагменты музыкальной трансляции, и анимационные "врезки", сопровождающиеся различными мелодиями, и многое другое. Всё это переплетается в единое экранное произведение, подобно искусно сплетённой паутине. Музыка в этом процессе "плетения", конечно же, играет одну из важнейших ролей, соединяя разнохарактерные кадры в один мозаичный ряд, несущий тот или иной многогранный художественный образ, который, естественно, можно трактовать совершенно по-разному.

Собственно, художественным вещанием, имеющим черты самобытности, можно считать уже феномен адаптации неэфирных художественных произведений в радио-пространстве. К примеру, при радиотрансляции литературно-сценического произведения вместо традиционного изобразительного ряда читался ещё в 1920-е годы, да и сегодня читается "вживую" или заранее записывается своеобразный комментарий для "невидящих" — текст, разъясняющий, что происходит на сцене. Оттого трансляция приобретает отличные от оригинала формы выразительности и конструкцию, имеющую в своей фактуре речевой или шумовой комментаторский пласт, который непосредственно вплетается в звуковую ткань театрального произведения. Например, при трансляции спектакля "Стакан воды" (по Эжену Скрибу) Малого Академического театра СССР в 1954 году звукорежиссёры радио сделали "микс" между записанными в театре звуками и дополнительными студийными звуками, создав тем самым новый вариант аудиопартитуры данного спектакля:

Комментатор: Приёмная зала Сенджемского дворца в Лондоне. Перед письменным столом в глубоком кресле спит прапорщик гвардейского полка Артур Мешем. Левая рука его крепко сжимает эфес шпаги (музыкальный бой часов). […] Входит член английского парламента, известный писатель сэр Генри Сен-Джон виконт де Болинброк, с ним посланник французского короля Людовика XIV маркиз де Торси (музыка часов заканчивается). Трансляция: звуки шагов. Комментатор: Маркиз передаёт Болинброку запечатанный конверт. Трансляция: диалог (речь и сценические шумы). И т. д.

. . .

для доступа к полной версии модуля

Оплатить

Все материалы являются интеллектуальной собственностью Общества с ограниченной ответственностью "Медиамузыка" и запрещены к незаконному воспроизведению (в том числе цифровому) на территории мира. Согласно действующему законодательству штраф за незаконное использование интеллектуальной собственности может достигать суммы, эквивалентной 5 млн. рублей.