Модуль 1.4. Музыкальное оформление медиа (18 ч.)
Урок 4. Медиажанр игрового телесериала
Между медиажанрами телерадиовещания и игрового кино существует очевидная взаимосвязь, выраженная в том числе и в аналогичных формах музыкального оформления. И, пожалуй, самой широкой полосой здесь проходит лейтмотивная техника кино- и телесериалов (многосерийных телефильмов). Музыкально-лейтмотивная композиционная техника, проявившись сначала в кинематографическом искусстве, в электронном массовом вещании получила модифицированные варианты, наиболее широко представленные сегодня именно на телевидении. Для игрового телесериала "главный мотив" ("лейтмотив") весьма актуален, так как от периодически выходящих в эфир выпусков тех или иных передач игровые серии отличаются художественным представлением одних и тех же главных образов. До сих пор медиажанр игрового телесериала занимает одно из ведущих мест на мировом телевидении и в медиасфере вообще, ведь его сущность непосредственно совпадает с главной концепцией СМИ — с периодичностью. Одновременно этот самый протяжённый и разомкнутый во времени ТВ-жанр сегодня можно противопоставить коротким и единовременным медийным произведениям, например, песенному видеоклипу или рекламному радиоролику, представляющим противоположную в этом смысле тенденцию в жанровой системе масс-медиа.
Феномен экранной многосерийности, возникший вслед за соответствующей литературной и журнальной традицией, можно было наблюдать уже в "немом" кинематографе. Тогда к показу фильма нередко добавляли "эпизод" ("главу") какого-либо ярко-сюжетного киносериала, выполняющего функцию создания художественной интриги (приключение, детектив, научная фантастика и т. п.), на которой этот эпизод часто заканчивался и этой "загадочной незавершённостью" побуждал зрителей посетить очередной киносеанс (несомненно, это было связано и с коммерческой деятельностью владельцев кинотеатров). В первой половине ХХ века, то есть до возникновения массового телевидения, звуковые киносериалы, а с ними и игровые радиосериалы, пользовались довольно большой популярностью, особенно в США. Так, в "звуковую эпоху" американские кинокомпании Universal Pictures, Columbia Pictures и Republic Pictures ежегодно выпускали по 4-5 киносериалов, состоящих из 12-15 эпизодов. А, например, радиосериал "Голдберги" просуществовал в эфире не одно десятилетие — с 1929 по 1946 год, а затем перевоплотился в телевизионный вариант (1949-1956). С 1950-х годов наиболее востребованным и популярным форматом игрового сериала становится его телевизионный вариант, как в США (англ. TV-series), так и за их пределами. Он соединил в себе изобразительность кино и эфирный формат радиовещания. Кроме того, игровой телесериал "впитал" и усовершенствовал музыкальные технологии, пришедшие из игрового кино. Особенно это касается музыкально-лейтмотивной техники, фактически начинавшейся уже с визуально-звуковой заставки кинопроизведения и выполнявшей эмблемную, эмоциональную, формообразующую и драматургическую функции.
К примеру, один из первых звуковых многосерийных научно-фантастических кинофильмов — "Флэш Гордон" (1936, Universal Pictures, режиссёры Фредерик Стефани и Рэй Тэйлор, композитор Клиффорд Воган) — состоит из тринадцати 20-минутных серий, которые открываются музыкальной заставкой — призывным мотивом главного героя. И этот мотив с ярким восходящим квинтовым мелодическим ходом tutti и пунктирным ритмом, темброво, темпово и метроритмически видоизменяясь, сопровождает Гордона в его приключениях на враждебной планете Монго. Уже первоначальное появление героя во дворце у императора Минга Беспощадного (Ming the Merciless) имеет закадровое проявление этого музыкального лейтмотива, который характеризует размеренную походку отважного героя и поэтому звучит в партии валторны ритмически ровно:
. . .
для доступа к полной версии модуля
Все материалы являются интеллектуальной собственностью Общества с ограниченной ответственностью "Медиамузыка" и запрещены к незаконному воспроизведению (в том числе цифровому) на территории мира. Согласно действующему законодательству штраф за незаконное использование интеллектуальной собственности может достигать суммы, эквивалентной 5 млн. рублей.